Страницы

21 мар. 2016 г.

компульсивное чтение: выводы после инфодетокса

(как все начиналось)

предисловие:

не скрою, у меня были ожидания по поводу выводов, которые мне только предстояло сделать. ведь это не какой-то супер уникальный опыт:


но одно дело, когда десятый раз читаешь по диагонали набор прописных истин, торопливо кивая и выискивая в тексте что-то новенькое - инсайты, откровения, чтобы прямо уххх. и совсем другое дело - проживать и ощущать все это на своей шкуре.

первая неожиданность ждала меня уже в самом начале: меня перестало "ломать" довольно быстро - на второй день рука уже не тянулась по инерции к телефону, чтобы нажать на заветную иконку.

я предусмотрительно убрала feedly с главного экрана, как до этого поступила с ВК и инстаграмом. правда, по поводу этих приложений я была соврешенно спокойна - ничего важного я не пропущу, если, конечно, не считать важным кто где отдыхал и что ел на завтрак.



еще одна неожиданность случилась в конце оговоренного срока эксперимента: мне было мало, я захотела продолжить эксперимент, но в менее радикальном варианте - в отшельники-то я уходить не собиралась, но вот сократить пребывание онлайн явно не помешало бы.

что самое смешное, я довольно долго была на периферии технопрогресса. в то время как все сверстники торчали в смартфонах, у меня не было интернета в телефоне принципиально - я не хотела быть все время онлайн. да и модели телефона я выбирала, в первую очередь, по качеству фотокамеры, пользоваться интернетом зачастую было еще и неудобно.

но потом моя принципиальность тоже стала приносить неудобства: все-таки иногда нужны карта, почта или мессенджер - так, пару лет назад у меня появился интернет в телефоне, а вполне удобный для пользования - год назад (да, я динозавр). и я не заметила, как все чаще стала залипать в телефоне ради чтения рсс-ленты.


по этой причине я и устроила инфодетокс, так что мне теперь не терпится перейти от вступлений к самому отчету.

его я писала долго и по кускам - и это третья неожиданность
удивительно, но этот отчет дался мне гораздо труднее, чем сам инфодетокс! обычно, писать тексты не составляет для меня труда, но в этот раз я буквально продиралась сквозь мощное внутреннее сопротивление. так я поняла, что мне удалось нащупать нечто поистине для меня важное.



1й уровень проблемы - привычка

самый поверхностный уровень, касается только самой привычки читать.

по аналогии с компульсивным перееданием назову эту привычку "компульсивное чтение": как и еда, чтение здесь выполняет роль отвлечения от скуки, плохого настроения и плохого самочувствия - на автомате, по инерции, как в тумане.




как и в случае с питанием, я хочу, чтобы чтение из компульсивного перешло в разряд интуитивного - когда я чувствую, что мне именно сейчас хочется почитать, а не просто открываю ленту и читаю, что принесет.

мое решение:

  • читать рсс по категориям, когда в каждой категории накопится определенное количество материала.
я больше не могу воспринимать кучу разрозненных фрагментов информации, мне нужны цельные потоки, чтобы я могла просмотреть и выбрать самое актуальное. чем больше выбор - тем больше шансов, что я обращу внимание только на самое важное, а не буду идти на компромисс и читать не особо интересное, потому что выбора нет.

лучше прочитать меньше, но усвоить - законспектировать, дать обратную связь автору, записать свои мысли, возникшие во время чтения.

зачастую еще и авторы пишут сериями - по несколько постов на одну тематику. конечно, удобнее просмотреть их все разом.
тут мне вспомнилась дефрагментация диска - упорядочивание и объединение разрозненных фрагментов для более эффективной работы диска.

винрарная картинка :)



  • пересмотреть критерии отбора и свои фильтры
настало время в очередной раз пересмотреть старые фильтры и выставить новые. изменилась я, изменились и мои информационные потребности. например, про стиль я почти перестала читать, зачастую даже по диагонали не просматриваю - и это при том, что от фэшн-блогов я и так давно избавилась.
видимо, в скором времени будет новый пост про фильтры и критерии отбора.

сейчас каждый первый - блоггер, все хотят, чтобы их читали (и я не исключение :). но, видимо, скоро сбудется то, о чем писали братья Стругацкие - когда писатели будут платить читателям, чтобы те читали их опусы.


Я сказал:
— У них там очень много поэтов. Все пишут стихи, и каждый поэт, естественно, хочет иметь своего читателя. Читатель же — существо неорганизованное, он этой простой вещи не понимает. Он с удовольствием читает хорошие стихи и даже заучивает их наизусть, а плохие знать не желает. Создается ситуация несправедливости, неравенства, а поскольку жители там очень деликатны и стремятся, чтобы всем было хорошо, создана специальная профессия — читатель. Одни специализируются по ямбу, другие — по хорею, а Константин Константинович — крупный специалист по амфибрахию и осваивает сейчас александрийский стих, приобретает вторую специальность. Цех этот, естественно, вредный, и читателям полагается не только усиленное питание, но и частые краткосрочные отпуска.
— Это я все понимаю! — проникновенно вскричал Хлебовводов. — Ямбы там, александриты… Я одного не понимаю: за что же ему деньги плотят? Ну сидит он, ну читает. Вредно, знаю! Но чтение — дело тихое, внутреннее, как ты его проверишь, читает он или кемарит, сачок?.. Я помню, заведовал я отделом в инспекции по карантину и защите растений, так у меня попался один… Сидит на заседании и вроде бы слушает, даже записывает что-то в блокноте, а на деле спит, прощелыга! Сейчас по конторам многие навострились спать с открытыми глазами… Так вот я и не понимаю: наш-то как? Может, врет? Не должно же быть такой профессии, чтобы контроль был невозможен — работает человек или, наоборот, спит?
— Это все не так просто, — возразил я. — Ведь он не только читает, ему присылают все стихи, написанные амфибрахием. Он должен все их прочесть, понять, найти в них источник высокого наслаждения, полюбить их и, естественно, обнаружить какие-нибудь недостатки. Об этих всех своих чувствах и размышлениях он обязан регулярно писать авторам и выступать на творческих вечерах этих авторов, на читательских конференциях, и выступать так, чтобы авторы были довольны, чтобы они чувствовали свою необходимость… Это очень, очень тяжелая профессия, — заключил я. — Константин Константинович — настоящий герой труда.
— Да, — сказал Хлебовводов. — Теперь я уяснил. Полезная профессия. И система мне нравится. Хорошая система, справедливая.


2й уровень проблемы - дела

.
на более глубоком уровне "компульсивное чтение" становится проблемой не только само по себе, это еще и законный способ прокрастинации и "заметания под коврик": создавать вокруг себя инфошум - это прикрытие, чтобы не обращать внимания на перезревшиеся и давно требующие решения проблемы. чем сложнее они и неприятнее - тем выше доза инфошума, чтобы забыться.




как и любая аддикция способна только набирать обороты, а никак не сбавлять, компульсивное чтение требует постоянного увеличения дозы.
нет времени, чтобы сделать паузу и подумать - ведь еще столько интересного не прочитано.

мое решение:

  • банальное колесо баланса - определить самый "западающий" сектор и заняться им.
мне пришлось признаться себе в прокрастинации, избегании важных, но не особо приятных дел - и, наконец, взяться за них.

я уже писала про матрицу Эйзенхауэра и приоритеты. так вот, дела, которые уменьшают стресс и улучшают качество жини - как правило, кажутся неприятными и долго откладываются.
информационный шум прекрасно отвлекает от выполнения дел из категории 2 - "важно, но не срочно". потом эти дела накапливаются и перетекают в сектор дэдлайнов.

причем, вполне нейтральные дела кажутся неприятными, если кроме них на повестке дня ничего нет, если приятные и "личные" дела не засчитываются как дела вовсе, а их выполнение не считается результатом, если мозг согласен ставить галочки только "общественно-полезным" делам.

мой самый главный сектор "висяков" - мероприятия, связанные со здоровьем. в итоге, начала разгребать завалы, не забыв включить в список и приятное - на выходных впервые побывали с мужем на флоатинге. планирую и дальше не забывать баловать себя различными видами релакса.

также был запланирован поход с собакой к ветеринару, который я постоянно откладывала. к сожалению, вместо "важно, но не срочно" получилось очень важно и очень срочно - я 
обнаружила у собаки опухоль, на той же лапе, которую два года назад уже оперировали - вместе с опухолью (разновидностью саркомы) тогда отрезали и палец.

сейчас сделали рентген. кость не затронута (тьфу-тьфу-тьфу), опухоль "просто" фиброма - ничего приятного, но по сравнению с саркомой это цветочки. сейчас даю псу таблетки, бинтую лапу. в конце месяца контрольный рентген.

в очередной раз поняла, насколько важно уделять должное внимание здоровью и семье.



20 марта - 12 лет нашему любимому спаниелю


3й уровень проблемы - личность

.
если копнуть еще глубже, то, как и любая компульсия, компульсивное чтение - всего лишь следствие вытеснения, неприятия отдельных частей своей личности или стратегий поведения и, соответственно, связанных с ними качеств личности.


работать самой с собой сложно. в какой-то момент я подзабросила работу, и вместо того, чтобы на ней снова сфокусироваться, я пустилась во все тяжкие компульсивного чтения под благовидным предлогом поиска новых методов. хотя сейчас в моей коллекции и так наиболее эффективные методы, и я знаю какая важная составляющая их объединяет - что и позволяет мне их сочетать и комбинировать.

кстати, откладывание написания этого отчета тоже указало на парочку проблем личностного плана. в итоге, меня вывело на качества характера, которые я считаю однозначно моими слабостями, но если их в себе принять, то они обретают неожиданную силу.

за время работы над собой я успела убедиться, что л
юбое качество другого человека, которое у нас резонирует и вызывает сильные ощущения, положительные либо отрицательные - от восхищения до раздражения - показывет на проблему с этим качеством в нас самих. проблема, как правило, в принятии.

мои результаты раскопок (слабость/сила):
  • "постоянно ошибаешься - неудачник" / пробивная сила, идти вперед не смотря ни на что, "собаки лают, караван идет"
  • высокая чувствительность  - "какого хрена я такая неженка" / при личном контакте умею "считывать" эмоции и мысли человека, это очень сильно грузит мою "систему", поэтому я раньше просто отключалась от этого умения, сейчас учусь им управлять
не слукавлю, если скажу, что требует определенной смелости и честности с собой - признавать про себя такие вещи. и логично, что наш мудрый организм всячески оберегает нас от столкновения с таким стрессом и с таким океаном неприятных эмоций.

мое решение:
  • психологическая гигиена: возобновить поток сознания/утренние страницы, незаслуженно мной забытые
я могу свободно изливать слова на бумагу только тогда, когда мое сознание не закупорено информационным мусором. иначе я буду сидеть в ступоре или писать что-то совсем не мое, случайно залетевшее, но так и не замечу что-то важное, что необходимо вовремя отследить. и в отличие от различного чтива, которое якобы нужно, чтобы быть в курсе каких-то там событий, это все касается лично меня и я могу на это повлиять.
  • ни у какого дела приоритет не может быть выше, чем у моих отношений с самой собой
мне важно прислушиваться к себе и работать над собой. эта глубокая работа когда-то вытащила меня со дна депрессии. а сейчас я просто вижу, сколько всего в моей жизни поменялось в лучшую сторону благодаря ей.

информация потеряла для меня былую важность. раньше у меня в приоритете была только "голова", потребности тела я не замечала. сейчас, когда с телом удалось наладить контакт, я предпочту прогулку в лесу или поход в спа - чтению очередной "просветляющей" статьи. тем более, ни одна статья не заменит реальной психологической работы.

иначе придется раз за разом попадаться в ловушку бесконечных
 возможностей, которых на самом деле нет. если честно посмотреть на текущее положение дел, то окажется, что перед нами вовсе не заманчивая вселенная с мириадами возможностей, а белая пустая комната, которой давно уже пора заняться, обставить по своему вкусу, вдохнуть в нее жизнь и цвет.

но мир по ту сторону монитора такой манящий и многообещающий.



раньше такого не говорила, но сейчас хочется сказать: было бы здорово, если бы вы поделились этой статьей с друзьями! конечно, если вам понравилось прочитанное.


(фото с собакой - авторства моей подруги Лены inoursky, все остальные фото - мои)

Комментариев нет:

Отправить комментарий